. первый Калининградский велосайт ::
  первый Калининградский велосайт ::
 

Безопасное катание на велосипеде

Спасание в экстремальных ситуациях

Разбор основных ошибок новичков и способов борьбы с ними

Версия 0.3. Бетта. Сильно предварительная

   Никакой ответственности за применение описанных ниже приемов и способов техники безопасного катания и спасания, а также их последствий, как прямых, так и косвенных, а также связанных с рисками и страховыми случаями третьих лиц, ни автор, ни кто-либо другой, прямо или косвенно имеющий отношение к этому тексту или какой-либо его части, не несет. Все советы читатели вправе применять на свой страх и риск.

 

   С чего начать?

   Прежде всего осознайте, что байк - очень опасный вид спорта. По смертности байкеры на 5 месте в мире, поэтому никогда не катайтесь без шлема, даже если вы катались без него на велосипеде "Украина" 20 лет. Помните, что скорость, выдающаяся прочность и проходимость байка обязательно заставят вас проехать по рискованному маршруту, на какой вы никогда не решились бы с "Украиной". Именно здесь и может вас ждать неожиданная травма.

 

   Шлем

   Шлем спас жизни огромного количества людей. Езда без него только в 1998 году привела к самым трагическим последствиям в московской тусовке байкеров. Помните, что именно без него Олег Осипов получил тяжелую травму головы и умер. Царство ему небесное.

   Другие байкеры, падавшие без шлема, оказывались в больнице в тяжелом состоянии (Леван, Валера Кондаков, Челюсть) или им приходилось обращаться к врачебной помощи (Полина).

   Напротив, наличие шлема каждый раз спасало байкеров от травм. При покупке (200-250 долларов) тщательно проверяйте его. Помните, что зимой шлем надевается на теплый подшлемник, поэтому, при покупке летом примеряйте его без головного убора с ТОЛСТЫМ комплектом прокладок так, чтобы зимой катать с тонким комплектом в подшлемнике.

   Тщательно застегивайте шлем перед покатушками. Для проверки надежности застегнутого шлема открывайте рот. Если система подвески шлема правильно отрегулирована, ремешок должен довольно ощутимо врезаться в челюсть равномерно с обеих сторон.

 

   Одежда

   Она не должна цепляться за седло байка, так как при падении это может привести к серьезным травмам.

Обычно при падении происходит "катапультирование" байкера из седла велосипеда одним из описанных ниже способов, при этом важно, чтобы байк никак не мешал полету.

 

   Способы катапультирования (спасения)

   Есть несколько основных способов катапультирования. Настоятельно рекомендую выучить их. При этом необходимы тренировки на снегу или на песке в защите (наколенники и налокотники, перчатки и напульсники обязательны).

Тренировки нужны для того, чтобы правильное движение тела во время катапультирования закрепилось в подкорковой зоне мозга и вы не заставляли бы себя правильно двигаться, а действовали бы инстинктивно: Спасение перешагиванием через руль.

Спасение сходом вбок.

Сальто через руль.

Падение на спину. Каждое из этих видов катапультирования имеет несколько видов и подвидов. Они зависят от скорости движения, сцепления с грунтом, а так же от конкретной ситуации - деревья, камни, заборы, отрицательный или положительный уклон горы, наличие машин или движущихся байкеров.

 

   Тормоза

   Перед каждой поездкой проверяйте их. Они должны работать безукоризненно. Именно в них кроется основная составляющая вашей безопасности. Есть несколько видов тормозов. Ободные тормоза могут работать плохо после катания по лужам или по снегу. При этом, если ободные тормоза гидравлические (Магура), то, стремясь все-таки затормозить, вы рискуете сложить переднее колесо. Помните, что обычно на него приходится 70-80 процентов нагрузки при торможении.

 

   Колеса

   Должны быть надежно закреплены эксцентриками. Без восьмерок. Все спицы должны быть хорошо протянуты, и присутствовать на своем месте, даже если вы до этого катались три года на "Каме" без половины спиц.

 

   Скорость

   Всегда соизмеряйте скорость со своими возможностями торможения. Лучше никуда не торопиться. При съезде с горок скорость может превосходить 60-70 км в час, а путь торможения 200 метров. Однако, упоминание об этом вызвало ожесточенные споры. Если предположить, что негативные обстоятельства собрались все вместе - обод обледенел, пальцы не были расположены на тормозах, вы не были готовы к торможению, так как препятствие возникло неожиданно (ребенок, большая собака (через мелкую нужно уметь перепрыгивать), автомашина), то получится именно 200 метров тормозного пути.

 

   Разведка местности

   Никогда и ни при каких обстоятельствах не съезжайте даже со знакомых грунтовых горок, даже если вчера все было ОК. Может образоваться яма, которой не было вчера, или дети могут положить полено, необходимое им для игры. Заезд в эту выбоину может обернуться травмами и сложенными колесами. Помните, что стоимость нового обода составляет около 50 долларов плюс 20 долларов за хорошую протяжку колеса.

 

   Что нужно знать о катании в лесу

   Любое катание нужно соизмерять со своими возможностями. Нет ничего хуже, чем осознание того, что к вечеру ты промок, замерзаешь и теряешь последние силы в каких-то 10 километрах от своего дома, особенно когда прокололась шина, а на улице подморозило.

   Так же опасны ветки, которые в темноте могут сбить вас, или внезапно появившееся бревно на такой знакомой лесной тропинке.

 

   Классификация критических ситуаций

   Как принято при управлении самолетами, введем пять ступеней критических ситуаций, которые могут принести ущерб вам или окружающим в следствии чьих-либо действий. Примеры заключены в квадратные скобки.

1. Ситуация может превратиться в критическую в течение нескольких минут. Её можно очень легко избежать. [обледенение тормозов и дороги; увеличивающийся трафик автомобилей; приближение деревень, гаражей с собаками, дворов с гопниками].

2. Превращения ситуации в необратимую катастрофу возможно избежать за несколько секунд [светофор на желтый переключился; автомобиль перестраивается влево; собаки на вас залаяли; тросик тормоза начал рваться].

3. Изменение ситуации не в вашу пользу может произойти в течение мгновений. И от этого возможно увернуться [зажатие между автомобилями; автомобиль подрезал; прокол шины в потоке машин].

4. Ситуация критическая, и ее нельзя избежать. [тормозной тросик порвался; скорость спуска с горки увеличивается, а тормоза не держат; нет никаких сил избежать столкновения с автомобилем; товарищ на байке перед тобой внезапно упал].

5. Ситуация происходит или произошла и реально угрожает вашему здоровью или жизни окружающих. Последствия можно минимизировать [моменты падения или столкновения с автомобилем; применение грубой физической силы со стороны гопников].

   Прошу ВАС привести здесь свои примеры. И чем больше их будет, чем необычнее, тем лучше.

 

   Как предвидеть опасность

   Вы убедились, что многие ситуации переходят по ступеням 1-2-3-4-5. На каждой из них все сложнее предотвратить исход.

   Для того, чтобы предвидеть опасность профессиональные телохранители ведущих спецслужб мира придумали такое понятие, как "опережающая реакция". Оно очень объемно и граничит с шизофренией - манией преследования. Однако, это еще никому не помешало, то есть вы как бы подсознательно всегда готовы к худшему [пример - кирпич, готовый упасть на голову], что помогает зимой избежать травмы от падающих сосулек. Вы просто избегаете опасной ситуации. Например, сворачиваете на тротуар или объезжаете гаражи.

 

   Как ее избегать

   Методы уклонения от критических ситуаций:

1. Опыт.
2. Развитие опережающего мышления.
3. Советы товарищей.
4. Анализ проистекающих событий.
5. Стратегическое мышление.
6. Хорошая техника катания.
7. Техника экстремального катания.
8. Спецприемы.

 

   Что делать, если не удалось избежать опасности

   Важно освоить способы группировки при падениях. Необходимо наличие сотового телефона, документов или нашивки с группой крови и обязательное сопровождение товарищами пострадавшего в карете скорой помощи. Групповые визиты в больницу с максимальной растопыркой пальцев так же очень важны, дабы доктора понимали, что куча народу каждую их ошибку увидит, и потом не отвертеться.

 

   Как правильно тормозить

   Торможение на 70 процентов осуществляется передним колесом. Ключевое понятие - отклячивание задницы - и иногда очень сильное, иными словами - упор на руль.

   Никогда не блокируйте колеса тормозами. Если колесо пойдет юзом, ваш тормозной путь только увеличится. Тормозите как пианист при исполнении сложной фуги, быстро играя ручками тормозов и выполняя роль антиблокировочной системы.

   Контролируйте занос байка и момент начала проскальзывания колес. В некоторых случаях, например, при съезде с некоторых горок, тормозить вообще не нужно - это приведет к худшим последствиям. Обратите внимание на качество резины. Некоторые покрышки (например, Максис Глютеус - что означает Большая Ягодичная Мышца. Название говорит само за себя!) сразу срываются в юз, не давая вам даже шанса на спасение. Очень хорошими покрышками считаются Панарейсер Смоук и Спайк.

   Обязательно используйте рюкзаки с хорошо пристегнутым поясным ремнем. Нет ничего хуже, чем завалиться через переднее колесо из-за болтающегося рюкзака. Это приводит к тяжелым травмам.

 

   Как правильно падать

   Катапультируйтесь с седла. Старайтесь не удерживаться на велосипеде. Этим вы только усугубите ситуацию. Группируйтесь, раздвигайте ноги после первоначальной группировки, если есть возможность зацепиться и остановить падение со склона, катитесь кубарем. Помните - шлем поможет вам.

 

   Как правильно бороться с собаками

   Возите с собой баллончик. Собаки это почувствуют и не станут подбегать близко.

 

   Как избежать наезда гопников

   Если нет возможности объехать группу гопников, никогда не останавливайтесь. Набирайте скорость. Сгруппируйтесь. На скорости 30-40 км в час вы подобны каратисту. Если гопники попытаются вас остановить, преимущество на вашей стороне - вы легко их протараните и сможете нанести им значительные травмы, а сами при этом останетесь в седле и почти не замедлите ход.

 

   Как переезжать железные дороги и трамвайные пути

   Только под углом 90 градусов, иначе можно очень больно упасть, т. к. резина совсем не держит на рельсах. Начинающим рекомендую слезать с байка. Если рельсы довольно высоки, о них вы можете испортить большую звезду своего замечательного велосипеда.

 

   Съезд с лестниц

   И здесь применяется способ сильного отклячивания задницы. Торможение, в основном, только передним тормозом. Всегда делайте это в шлеме.

 

   Прыжки с трамплинов

   Никогда не прыгайте без шлема. Долго тренируйтесь и добивайтесь того, чтобы и байк и ваше тело слушались вас в полете. Прыжок должен выполняться инстинктивно. Обычно на это уходит две недели и около 1000 прыжков. Всегда продвигайтесь от меньшего к большему. Не разгоняйтесь быстрее 15-20 км в час. Приземляйтесь только на заднее колесо. Никогда не прыгайте, если не тренировались раньше. Минимум сотня прыжков на скорости не более 15 км в час в течение десяти дней, и только потом на скорости 20-25 км в час. Иначе, как Леван, окажетесь в больнице после 10-15 удачных прыжков на скорости около 40-45 км в час.

 

   Как сталкиваться с препятствиями

   Обычно при сильных ударах ломаются ключицы. Пытайтесь как можно ВЫШЕ подпрыгнуть - часть вашей кинетической энергии уйдет на подъем вашего тела - затем, при падении, цепляйтесь за препятствия.

 

   Как проваливаться под лед

   Бросайте байк. Если он приличный (рама не из чугуна), то он легче воды и не утонет. Постарайтесь распластаться на льду и очень громко зовите на помощь.

 

   Что делать когда вы замерзаете

   Следует резко увеличить темп движения. Быстрое - 100-120 оборотов в минуту - педалирование (кручение педалей) спасет Вас. Никогда не останавливайтесь. Ваш организм выработает спецвещества, которые помогут вам не замерзнуть. Дышите 1-2-3 вдох - 1 задержка дыхания - 1 выход. Это позволит максимальному количеству кислорода поступить в организм и разогреть кровь и мышцы.

 

   Как катить по мокрой дороге

   Не разгоняйтесь быстрее 10-15 км в час. Не поворачивайте резко. Обычно у агрессивных протекторов чрезвычайно плохое сцепление при повороте на асфальте. Всегда выставляйте ногу в сторону поворота.

 

   Борьба с обледенением тормозов

   Остановитесь и сбейте лед руками в перчатках. Старайтесь не заезжать в снег. Не пытайтесь сильно тормозить, так как это приведет к очень быстрому износу колодок, усугубит обледенение и может вызвать сложение обода.

 


Hosted by uCoz