Автор: Шелдон Браун (Sheldon Brown). Оригинал статьи
находится здесь: "Saddles".
[ Итак, удобное седло ]
Каждый хочет обзавестись удобным седлом для своего велосипеда. Но совершенно непонятно, что же это такое - удобное, комфортное седло?
Каждую весну велосипедные магазины продают уйму седел - многие подыскивают замену седлам, внезапно ставшим неудобными с прошлой осени. Сделав пару поездок в начале сезона, байкеры обнаруживают, что в прошлом году седло казалось гораздо более комфортным. Они же слышали о последних суперновинках в седлостроении - и они хотят именно этого!
Итак, покупается новое седло, ставится на велосипед, и с ним совершается еще несколько поездок - о чудо, новинка куда комфортнее старого седла! Велосипедист рассказывает всем друзьям о своем новом чудо-седле, убеждая их совершить аналогичную покупку...
Действительно ли дело в новом седле, или просто велосипедист отвык от своего велосипеда за зиму? Часто необходимо лишь совершить несколько небольших поездок со сложностью по нарастающей - если, конечно, ваше седло и так пристойного качества и правильно отрегулировано. Если раньше вас устраивало имеющееся седло, не торопитесь менять его.
Вы, должно быть, заметили, что я употребляю слово "седло" ("saddle"), а не "сиденье" ("seat"). Сиденье - это что-то, на чем вы сидите, и сделано для поддержки всего вашего веса. Велосипеды с горизонтальной посадкой и веломобили (их мы обсудим ниже) комплектуются сиденьями, но на обычных велосипедах стоят именно седла. Седло предназначено для поддержки части веса, а не всей вашей тяжести. Оставшийся вес главным образом распределяется на ноги, и частично на руки.
Велосипедист, на несколько месяцев прекративший тренировки и потерявший спортивную форму, двигается в излишне напряженном режиме, и ноги быстро устают. А когда ноги устали, байкер переносит значительный вес тела на , и тогда начинаются проблемы. Многие жалобы на седла проистекают из того, что в начале сезона велосипедисты испытывают большие нагрузки, нежели те, к которым готовы.
Это не означает, что не существует никакой разницы между седлами - вы никак не должны ездить на чем попало. На самом деле седло, входящее в стандартную поставку велосипеда, часто много хуже, чем седла, покупаемые позже.
[ Жесткое или мягкое? ]
Когда появляются проблемы с удобством седла, первое побуждение обычно - купить седло помягче. Чаще всего это ошибочное решение. Ведь мягчайший матрас не обязательно лучший, когда дело доходит до сна. Так и мягчайшее седло - не самый хороший выбор для комфортабельной езды на велосипеде
[ Проблема двух выпуклостей ]
Представьте, что вы сидите на кофейном столике. Ваш вес сконцентрирован на двух выпуклостях ваших седалищных костей (другое название, не поддавшееся переводу: "ischial tuberosities"). Эти части вашего тела предназначены как раз для того, чтобы выдерживать ваш вес в сидячем положении. Большинство случаев дискомфорта в районе седла возникают из-за того, что вы сидите на мягких тканях между этими костями.
Теперь положите мягкую подушку на наш воображаемый кофейный столик. Сидя на подушке, вы смяли ее своими седалищными костями. Подушка сжалась до такого состояния, что кости опять почти касаются поверхности столика. Разница в том, что на тело между костями теперь давит средняя часть подушки.
Многие велосипедисты не подозревают об этом, и многие седла делаются так, чтобы привлечь покупателя, делающего свой выбор на основе информации о том, насколько легко большой палец утопает в обивке седла. Этот вид седел удобен только для очень коротких поездок (хотя неопытные велосипедисты всегда будут думать, что такие седла удобнее прочих - пока не проедут на них больше двух-трех километров).
Седла со слишком мягкой набивкой - частая причина болезненных потертостей внутренней стороны бедра, возникающих на длинных дистанциях.
[ Широкое или узкое? ]
Ширина седла достаточно критична для удобства велосипедиста, и должна соотноситься с расстоянием между седалищными костями. Если седло слишком узкое, седалищные кости будут как бы свисать по сторонам, и вся нагрузка придется на мягкие части тела. Если же седло слишком широкое, это может оказаться причиной потертостей внутренней части бедра, особенно в жаркую погоду.
Многие симптомы несоответствующей ширины седла имеют отношение к неправильному выравниванию, так что вам не обязательно потребуется менять седло - сначала следует поэкспериментировать с его положением.
[ Гель ]
Модное словечко в конструировании седел - "гель", который часто преподносится как панацея. Материал, известный как "гель" - это один из видов ячеистой пены, в которой воздушные пузырьки находятся под повышенным давлением. Фактически большие буквы "GEL" на седле могут не иметь никакого отношения к удобству его использования - обычно это реклама.
[ Пластик или кожа ]
В настоящий момент существуют два типа седел: обитые пластиком или обтянутые кожей.
[ Седла, обитые пластиком ]
Типичное современное седло состоит из четырех частей: рамы, основы, прокладки и верха:
Металлическая рамка, обычно сделанная из стальной или титановой проволоки, изогнута в виде буквы "V" (острием вперед)
Пластиковая основа седла прикреплена к рамке в трех точках. Основа может быть сделана из жесткой или эластичной пластмассы. Лучшие основы создаются так, чтобы прогибаться под весом седока, и часто тоньше под седалищными костями, чтобы лучше гасить удары.
Нынешняя мода оставлять большую дырку в центре основы - это попытка уменьшить давление на гениталии и простату. В некоторых случаях верх и прокладка закрывают эту дырку, в других - дырка сквозная, и седло выглядит как треугольный донат (пончик с дыркой, что-то вроде мутировавшей пышки - прим. переводчика).
На некоторых это действует, но другим края дырки кажутся острыми и могут усиливать нагрузку на пах.
Основа должна учитывать персональную анатомию велосипедиста, и для разных людей возможны варианты. Это значит, что седло, удобное одному, может оказаться пыткой для другого.
Прокладка обычно сделана из ячеистой пены, иногда из так называемого "геля". Если она слишком мягкая или слишком толстая, это может вызвать проблемы из-за излишнего давления на мягкие ткани или из-за трения.
Верх должен быть гладким, но не скользким, податливым, но не слишком хрупким, и, если возможно, должен "дышать". Возможные материалы для верха:
Кожа, используемая на лучших седлах, и обладающая всеми вышеперечисленными свойствами.
Лайкра, гладкая и способная дышать, но иногда слишком скользкая, и весьма хрупкая. Лучшая лайкра, идущая на покрышки, часто усиливается в точках, где седло наиболее подвержено разрушениям (три угла).
Винил, или пропитанная винилом ткань, обычно с текстурой, внешне и на ощупь имитирующей кожу. Винил чуть более скользкий и хуже дышит. Винил более долговечен, чем лайкра, и дешевле, чем кожа.
[ Седла, обтянутые кожей ]
До середины 1970-х большинство хороших велосипедов комплектовались седлами, обтянутыми кожей. У них была рамка, в основном похожая на рамку седла, обитого пластиком, но с изогнутым металлическим мостиком, соединяющим две крайних точки буквы "V". Толстый кусок кожи был присоединен заклепками к этому мостику и к поддающемуся настройке носу седла. Эта кожа была подвешена наподобие гамака. (Седла на многих советских велосипедах как раз такие - прим. переводчика.)
Кожаное седло правильной формы - прекрасный выбор для гонщиков на длинные дистанции, которым не важен тот факт, что это седло чуть тяжелее пластикового.
Кожаное седло обеспечивает упругость за счет натяжений и прогибов, без пеновой прокладки. Отсутствие пены в основном увеличивает комфорт в жаркую погоду, так как пористая кожа пропускает пот и дышит.
Кожаные седла также подстраиваются под удобную для седока форму, примерно так же, как это делают бейсбольные перчатки.
Они требуют большего ухода, чем пластиковые седла. Дополнительную информацию вы найдете в моей статье о кожаных седлах.
[ Прокладки ]
Существует множество дополнительных прокладок и типов верха, которые можно поставить на ваше седло.
Большинство из них отнюдь не всемирно распространены. Если ваше седло неудобное, весьма маловероятно, что какое-нибудь дополнительное устройство сделает его более комфортным. Если седло не подходит к вашей фигуре, никакие аксессуары не смогут решить эту проблему - крепитесь, вам-таки придется покупать новое седло.
[ Выравнивание ]
Седло обладает тремя степенями свободы, каждая из которых важна: высота, угол наклона и горизонтальное смещение.
[ Высота ]
Основной параметр выравнивания седла - высота. Большинство велосипедистов устанавливают свои седла слишком низко, из-за чего их колени предельно согнуты во время педалирования. Из-за этого поездка на фиксированной скорости становится гораздо более утомительна и приносит вред коленям.
Распространенная причина, по которой седло ставят слишком низко, заключается в том, что большинство велосипедистов никогда не изучали правильную технику въезда на горки и съезда с горок, и поэтому им кажется, что удобно иметь возможность поставить ногу на землю для стабилизации велосипеда в момент остановки. Опытные велосипедисты иногда могут опустить ногу на землю в момент остановки и с правильно выровненным по высоте седлом, особенно это относится к велосипедистам с длинными ногами. Поскольку на новых велосипедах каретка поднята выше, чем было раньше, особенно это касается горных велосипедов, такой возможности теперь уже нет. Если вы едете на горном велосипеде, и способны остановиться, не слезая с седла - это верный признак того, что седло установлено слишком низко. То же самое относится и к большинству гибридов.
Установка седла слишком низко затрудняет перенос большей части веса на ноги, поэтому вы будете сильнее нагружать седло. Очевидно, что одно это способно усилить неудобства, связанные с седлом.
[ Какой высоты? ]
Существует множество формул подсчета правильной высоты седла, чаще всего основанных на умножении длины ноги на какой-нибудь взятый с потолка коэффициент. Числовые упражнения в пределах трех десятичных разрядов дают иллюзию научного подхода, но, на мой взгляд, эти системы подсчета излишне упрощают проблему, в которой участвует не только длина ног, но и размер ступни, часть ступни, находящейся в контакте с педалью, толщина подошвы обуви, тип педальной системы и стиль педалирования.
Вы не сможете оценить точность выравнивания седла по высоте, лишь сидя на нем или проехавшись пару раз по кругу. Понимание тонкостей в этом вопросе приходит только с опытом.
Многие начинают с установки седла слишком низко. Эта привычка остается с детства, потому что растущие дети почти всегда оставляют седла слишком низко - недостаточно высоко для эффективного педалирования. Сначала седла ставят низко, потому что это безопаснее для тех, кто только учится держать равновесие при езде на велосипеде. Потом, как только ребенок научится держать равновесие, седла не поднимают из-за быстрого роста детей - или просто не успевают за этим ростом.
Если вы всю жизнь ездите на велосипеде с низким седлом, вы уже привыкли к этому, и не понимаете, в чем проблема... но проблема существует. Езда на низком сиденье аналогична ходьбе на полусогнутых. Если вы всегда так ходите, то, конечно, тоже привыкли к такой походке, но при этом километровая прогулка кажется вам слишком длинной. Устройство человеческой ноги таково, что она наиболее сильна в почти выпрямленном состоянии.
Мне нравится думать, что Вильям Блейк еще 200 лет назад подвел итог этим рассуждениям:
"Вы никогда не узнаете о том, что такое "достаточно", пока не познакомитесь с понятием "слишком много".
Я предлагаю постепенно поднимать ваше седло, может быть, на сантиметр за раз - и после этого кататься. Если вы не почувствуете сразу, что ехать стало хуже, прокатитесь пару километров.
Если седло до этого было установлено слишком низко, вы почувствуете, что теперь велосипед стал легче и быстрее. Если подъем седла привел к улучшениям, поднимите его еще разок, и покатайтесь еще немного. Делайте так до тех пор, пока седло не окажется слишком высоко - и тогда уже чуть-чуть его опустите.
Когда седло слишком высоко, ваши бока как бы "ходят" при педалировании, и, возможно, вы чувствуете, что вынуждены вытягивать ноги, чтобы дотянуться до педалей. Другой признак слишком высокого седла - смещение вперед и посадка на кончике седла. (Хотя этот симптом может быть также результатом того, что нос седла слишком опущен, или расстояние до руля слишком большое.)
Кое-что зависит от типа ваших педалей и обуви. Если вы катаетесь в обычной обуви, то все ваше усилие при педалировании сосредоточено в момент нажима на педаль, поэтому хорошо развитые ноги - самый простой способ приложить максимум усилий в этом случае. Если же вы используете туклипсы или контактные педали, то значительная часть усилий уходит на подтягивание педали вверх. Это движение использует еще и большие мускулы в задней части ноги, и может быть очень эффективным. Если вы используете этот стиль педалирования, вы, возможно, захотите установить седло чуть пониже, чем при обычном педалировании. Чуть более низкое, чем необходимо, положение седла также благоприятствует высокой частоте вращения (каденсу).
[ Винты и гайки ]
Седло монтируется на подседельном штыре, вставляемом в подседельную трубу рамы. Подседельная труба обычно имеет отверстие, затягиваемое болтом. Для работы с этим болтом может потребоваться гаечный ключ, обычно размером 13 мм или 14 мм; или же может быть нужен шестигранник (см. рисунок), обычно размером 5 мм, иногда 6 мм; или же вместо болта может быть установлен эксцентрик, вовсе не требующий инструментов. (В российской практике подседельная труба может быть затянута и другими ключами - прим. переводчика.)
Чтобы выровнять высоту седла, вы должны ослабить болт и задвинуть или выдвинуть подседельный штырь из трубы. Может потребоваться чуть-чуть покрутить его, чтобы заставить продвинуться. Если сдвинуть его с места тяжело, стоит вынуть штырь до конца и смазать внутренность подседельной трубы. (Если же все совсем плохо, см. мою статью про подседельные штыри.)
Обычно на штыре, в 5 см от его нижнего края, нанесена метка, обозначающая нижнюю границу, дальше которой не стоит выдвигать штырь из трубы - это может оказаться небезопасным, и стоит об этом помнить. Чтобы не было сомнений, выньте штырь целиком и измерьте его длину. Если вы не можете установить его достаточно высоко (мешает метка), то следует купить новый, подлиннее. (Необходим штырь того же диаметра... возьмите с собой в магазин старый штырь, чтобы иметь возможность сравнить их.)
Если болт, затягивающий подседельную трубу, с трудом поворачивается, выньте его совсем и капните немного масла на резьбу. Теперь вставьте обратно... смазка позволит вам затянуть его как следует без риска сорвать резьбу.
[ Угол ]
Седло должно быть почти горизонтальным. Некоторые мужчины предпочитают слегка приподнимать перед седла; некоторые женщины, наоборот, предпочитают слегка его опускать, но следует избегать предельных углов.
Если перед седла слишком задран, есть опасность увеличить давление на мягкие ткани промежности, что приведет к многочисленным проблемам.
Если же перед седла слишком опущен, велосипедист будет соскальзывать вперед, на узкую часть седла. Женщины, которые катаются на мужских седлах, часто опускают переднюю часть. Это убирает кое-какие неудобства, связанные с самим седлом, но создает новые проблемы: понижающееся вперед седло заставляет велосипедиста скользит вперед, и это скольжение может компенсироваться только усилением давления на руки. Поэтому неверно наклоненные седла часто являются причиной болей в запястьях, плечах и шее - эти части тела несут слишком большую нагрузку.
Угол и смещение седла вперед-назад регулируются зажимом подседельного штыря.
[ Смещение седла вперед-назад ]
Расстояние от седла до руля в горизонтальной плоскости можно регулировать. В идеале этой же регулировкой выставляется и правильное расстояние до трубы каретки, чтобы можно было педалировать под правильным углом. Народная мудрость говорит, что при горизонтальном положении шатунов коленная чашечка должна находиться точно над осью педали. См. статью Keith'а Bontrager'а по этому поводу.
Вообще говоря, неправильно пытаться выровнять близость седла к рулю именно для того, чтобы легче было дотянуться до руля; лучше, если с этим возникают проблемы, заменить вынос руля на более короткий или купить велосипед с более короткой верхней трубой рамы.
Угол и смещение седла вперед-назад регулируются зажимом подседельного штыря.
[ Подседельный штырь ]
Седло и подседельный штырь соединяются зажимом. Соответственно, зажимы бывают двух видов:
[ Раздельные зажимы ]
Старые (и дешевые новые) велосипеды используют подседельные штыри, сделанные из стальной или алюминиевой трубы, сужающейся кверху. Раздельные зажимы фиксируются на этом сужении (обычно 7/8 дюйма, или 22.2 мм). Встроенный в зажим болт фиксирует блок шайб со специальной нарезкой, присоединенных к рельсам под седлом. Когда одна из гаек на этом болте ослабляется, появляется возможность сдвигать седло по рельсам вперед и назад и выравнивать наклон седла.
Некоторые из этих гаек имеют специальные засечки, которые помогают фиксировать угол наклона седла. Очень важно надежно затянуть гайки, чтобы седло не превратилось в кресло-качалку. Если же система скользит, зубцы сотрутся, и вы не сможете надежно установить седло без замены зажима.
[ Встроенные зажимы ]
Большинство новых велосипедов комплектуются подседельными штырями со встроенным зажимом, фиксирующим седло одним-двумя болтами.
Подседельные штыри с одним болтом используют один вертикальный болт, чтобы зафиксировать рельсы седла между двумя рифлеными блоками. Нижний блок имеет изогнутую поверхность с засечками, которые цепляются за соответствующую изогнутую рифленую поверхность, являющуюся частью подседельного штыря. Когда болт ослабляется, блоки могут быть наклонены, и тем самым изменится наклон седла, а рельсы могут скользить вперед-назад, чтобы выровнять расстояние от седла до руля.
Подседельные штыри с двумя болтами используют пару болтов, чтобы фиксировать блоки зажима. Ослабление одного из этих болтов позволяет вам двигать седло вперед-назад. Ослабление одного и затягивание другого позволяет выравнивать наклон. (Если один из болтов больше, чем другой, то больший должен быть ослаблен перед тем, как будет выравниваться меньший.) Этот тип механизма позволяет лучше контролировать уровень наклона седла, потому что никак не связан со сцеплением зубцов на рифленых поверхностях, так что этот вид подседельных штырей также называется "точно выравниваемым" ("microadjust"). (Подседельные штыри с одним болтом тоже иногда так называются, но точность такого названия сомнительна.)
[ Подвеска ]
Многие неудобства, связанные с седлом, проистекают от ударов колес велосипеда о неровности дороги. Эта проблема может быть в значительной степени решена при использовании какого-либо вида подвески.
[ Posting ]
Основной амортизационный инструмент - это ноги велосипедиста! Опытные байкеры учатся слегка привставать в седле, проезжая через неровности дороги, и держат в это время колени в полусогнутом состоянии, так что мускулы ног работают как пружины.
На длинных дистанциях, когда ваши ноги устали, привставать уже тяжело. Иногда, впрочем, неровности на дороге возникают неожиданно. В этих случаях механические подвески могут оказаться полезными.
[ Пружины ]
До велосипедного бума 1970-х фактически все велосипедные седла были с пружинами. Только те, кто ездил на беспружинных седлах, достигали высоких результатов. Эти велосипедисты переносили на ноги столь большую часть своего веса, что просто не нуждались в подпружиненных седлах, и достаточно внимательно относились к своему весу, учитывая и вес пружин. Спортсмены тоже предпочитали беспружинные седла, потому что они способствовали высокому каденсу без рывков.
Когда начался велобум, и все американцы закупили себе десятискоростные шоссейники, жесткое седло оказалось широко распространено. К сожалению, ни жесткое седло, ни изогнутые рули, ни узкие покрышки не удовлетворяли потребности большинства велосипедистов, катающихся ради удовольствия.
Революция, которую совершил горный велосипед, отодвинула в сторону изогнутые рули и узкие покрышки, но беспружинные седла остались. Поскольку горные велосипеды комплектовались большими широкими плотными покрышками, то эти покрышки смогли сыграть роль амортизаторов, сделав байки относительно комфортными. К сожалению, те же самые покрышки затруднили педалирование и снизили скорость движения.
Вопреки моде, я полагаю, что седла со встроенными пружинами отлично подойдут большинству велосипедистов, предпочитающих высокую посадку с таким распределением веса, что большая часть приходится на седло.
[ Телескопические и сцепленные подседельные штыри ]
Если простое подпружиненное седло не дает достаточной амортизации, вы можете купить подседельный штырь со встроенным механизмом амортизации. Существует два семейства амортизационных штырей: телескопические и сцепленные (linckage).
Телескопические подседельные штыри состоят из внутренней и внешней труб, скользящих одна внутри другой. Обычно в качестве рабочего элемента в них применяется пружина или эластомер.
Этот тип подседельных штырей достаточно нейтрален и амортизирует не очень сильно. К сожалению, скользящее сочленение между внутренней и внешней трубами может иногда приводить к излишнему трению. Этот тип штырей также склонен к изнашиванию и прокрутам (???).
Телескопический механизм лучше всего работает тогда, когда усилие прикладывается строго вдоль оси штыря, поэтому у большинства штырей такого вида крепление седла имеет конструктивную особенность: очень маленькое (вплоть до нулевого) расстояние от краев зажима до центра штыря. К сожалению, это влечет за собой биомеханические проблемы для большинства велосипедистов, поскольку большинство рам созданы для других видов крепления.
Сцепленные подседельные штыри используют параллелограммное крепление с эластомером внутри. Этот вид штырей имеет то преимущество, что в нем нет трения скольжения, поэтому такие штыри менее склонны к расшатыванию и прокрутам, чем телескопические. Сцепленные подседельные штыри могут иметь довольно удачный отскок. Этот отскок меняется в зависимости от движений подвески.
Сцепленные подседельные штыри тяжелее телескопических и, поскольку механизм подвески находится над подседельной трубой рамы, могут быть использованы только теми, кто может установить на своем велосипеде достаточное расстояние между седлом и вершиной подседельной трубы.
Подседельные штыри с подвеской обычно имеют регулировку по умолчанию, которая выставлена по весу велосипедиста так, что подвеска не будет колебаться от веса велосипедиста, а заработает только на неровностях.
[ Перекладины ]
У некоторых велосипедов вообще нет подседельной трубы, и седло прикреплено к консольной перекладине, отходящей назад от точки, находящейся непосредственно за трубой рулевой колонки. Эта перекладина может быть сделана гибкой, чтобы обеспечить очень хорошую систему подвески без использования движущихся частей. Хотя эта система придумана еще в 1940-х, когда появились итальянские велосипеды с пружинящей стальной рамой, но про нее не вспоминали до 1990-х, когда была представлена система Softride (изначально называвшаяся Alsop). Композитные перекладины обеспечивают велосипедисту удобство высокого уровня.
[ Проблемы с простатой и импотенцией ]
В последнее время идет большая истерия по поводу импотенции, связанной с катанием на велосипеде. Суть аргументов в том, что вес велосипедиста сконцентрирован на седле, и оказываются пережатыми артерии, отвечающие за приток крови в промежность.
Я не хочу заниматься медицинскими экспертизами, но, по-моему, эти проблемы в большинстве случаев связаны с плохой настройкой или плохим выбором седла, из-за чего вес велосипедиста не распределяется правильно на седалищные кости. В частности, слишком высоко поднятое или слишком резко наклоненное седло, которое может пережать артерии, способно даже привести к повреждению нервов. Этот вид неправильной регулировки также может создать давление на простату.
Велосипедисты, у которых с этим проблемы, или кто регулярно испытывает онемение в области промежности, должны поэкспериментировать с положением седла, чтобы на седалищные кости приходилась вся нагрузка. Велосипедисты с постоянными проблемами должны подумать о том, не пересесть ли им на веломобили, поскольку сиденья веломобилей как раз призваны устранить эти проблемы.
[ Женские проблемы ]
Большинство велосипедов высшего качества комплектуются мужскими седлами, не предназначенными для женщин. Вкупе с широкими бедрами большинства женщин это может привести к тому, что седалищные кости висят по сторонам, а на мягкие ткани промежности создается избыточное давление.
В общем случае женские седла чуть шире и чуть короче, чем специально предназначенные для мужчин. Хотя не всем женщинам требуются специфические седла, но большинству все-таки они нужны. Многие женщины испытывают дискомфорт как результат поездок на неподходящем седле: во многих случаях единственным способом уменьшить боль является наклон седла вперед. Это может убрать острую боль, но зато появится опасность соскользнуть вперед. Соскальзывание же предотвращается за счет усиления нагрузки на руль, что приводит к усталости рук, запястий, плеч и шеи!
В некоторых новых женских седла делается вырез в середине, чтобы уменьшить давление на мягкие ткани. Это помогает многим женщинам, но некоторые ощущают дополнительное давление от острых краев отверстия.
[ Веломобили ]
Для многим велосипедистов отличным решением проблем с неудобством села был бы принципиально иной вид велосипеда, так называемый "веломобиль". Его особенности: посадка в обычном кресле, педали вынесены достаточно далеко вперед перед сиденьем (не "седлом"). Сиденье имеет спинку, как кресло, что довольно важно, поскольку вес велосипедиста не давит на педали. Спинка сиденья обеспечивает поддержку, и ездок может педалировать с полной отдачей, не соскальзывая назад.
Многие верят, что веломобиль - это велосипед будущего, и они могут быть правы. Веломобили значительно удобнее, чем традиционные велосипеды с высокой посадкой, и в некоторых случаях безопаснее.
К сожалению, веломобили больше и сложнее в хранении и транспортировке, чем обычные велосипеды и, поскольку нет поставленного на поток массового производства, они в основном дороже аналогичных велосипедов.
Посадка на веломобиле также затрудняет управление, поэтому механическая эффективность часто ниже, чем для обычных байков. Это частично компенсируется тем, что у веломобилей лучше обстоит дело с аэродинамикой. В отличие от обычного велосипеда с отточенной до совершенства конструкцией, которая использовалась и улучшалась более сотни лет, веломобили имеют еще незрелый, "сырой" дизайн. Поскольку их продается все больше и больше, худшие модели будут уходить в небытие, а лучшие черты - развиваться и поддерживаться.
За дополнительной информацией о веломобилях обращайтесь в
Международную ассоциацию транспорта, приводимого в движение силой человека.